bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

Дети и деньги. Не думать о сладком как творческая задача

Что важнее для будущего экономического успеха вашего ребенка: мыслить вне рамок или быть терпеливым
Что важнее для будущего экономического успеха вашего ребенка: дивергентное мышление, то есть способность находить множество вариантов решения любой проблемы, мыслить вне рамок, — или терпение? На первый взгляд, кажется, что эти два важных качества чуть ли не противоположны. Терпеливому человеку скажешь: трудись и будешь вознагражден в будущем, — он кивнет и засучит рукава. А обладатель мощного дивергентного мышления тут же найдет обходной путь в диапазоне от прорывной технологии до откатной схемы.

Более того, терпение кажется устаревшей добродетелью.

В годы индустриальной революции «терпеливые классы» — купцы и ремесленники, чей жизненный план предполагал длительную учебу, а затем многолетний труд ради благополучия в конце жизни, — сменили в качестве элиты землевладельцев, у которых материальное благосостояние развивалось по линейному графику. Эту теорию Матиас Депке и Фабрицио Зилиботти изложили пять лет назад в работе под названием «Терпение как капитал, выбор профессии и дух капитализма». Но те времена давно миновали. Некоторые современные мыслители, например, сэр Кеннет Робинсон считают, что нынешняя система образования застряла в эпохе промышленной революции, — и это главный ее недостаток. Она совершенно не готовит детей к постиндустриальным реалиям, которые требуют дивергентного мышления и творчества, а не дисциплины, усидчивости и умения играть по правилам. Терпение легко поставить в тот же немодный ряд.

Но не спешите это делать. Умение сдерживать свои импульсы и дивергентное мышление отлично дополняют друг друга. По крайней мере, у экономически успешных людей.    


Есть такой классик психологической науки Вальтер Мишель, родившийся в Вене, но выросший в Америке, куда его семья бежала от Гитлера. Мишель, профессор Колумбийского университета, прославился «зефирным экспериментом» (на самом деле, marshmallow test, но нам легче представить себе зефир, чем сходное с ним американское лакомство), который проводил, в разных вариантах, с тысячами детей разных возрастов. Устроен опыт так. Ребенку показывают два блюдца: на одном — зефир, на другом — два, и спрашивают «Ты какое больше хочешь?» Детей, которые предпочитают один зефир двум, пренебрежимо мало, и они не попадают в эксперимент. Когда блюдце с двумя зефирами выбрано, экспериментатор объясняет правила: «Сейчас я выйду из комнаты. Если дождешься, пока я вернусь сам, можешь взять два зефира. Если вдруг расхочешь ждать, — вот тебе колокольчик, звони, и я тут же приду. Но тогда тебе достанется только один зефир».

Затем экспериментатор уходит на пятнадцать минут. Но возвращается, как правило, раньше: если оставить блюдца с зефиром на столе, ребенок в возрасте 4-5 лет звонит в колокольчик в среднем через минуту.

Да что там четырехлетние дети: вы наверняка знаете этот эффект по себе. Допустим, вы мучительно бросаете курить; положите перед собой пачку сигарет — сколько времени вы продержитесь? Или, скажем, вы на диете. Как действует на вас открытая коробка хороших конфет?

Мишель с коллегами доказал удивительную вещь. По времени, которое детсадовский ребенок в эксперименте способен вытерпеть, прежде чем позвонить в колокольчик, можно определить, насколько разумным и стрессоустойчивым он будет в самом трудном возрасте — в 15-16 лет. Доказательства у Мишеля и компании весьма убедительные: они связались с родителями выросших участников «зефирного эксперимента» в детском садике Стэнфордского университета и попросили их сравнить своих детей со сверстниками по длинному списку качеств, связанных с успеваемостью, социализацией, умением справляться с трудностями. Те, кто проявлял больше терпения в детстве, получили в 15 лет более высокие оценки от собственных родителей.

Но, скажете вы, это же по сути оценка послушания, конформизма, дисциплинированности — всего того, что взрослые любят в детях, потому что паиньки создают родителям меньше проблем. Только ленивые родители ориентируются на такие старорежимные ценности. Да и ставшее классическим исследование Мишеля и коллег началось в 60-е годы, а завершилось в конце 80-х. В доинтернетную, корпоративную эпоху. Старье!

Против этого соображения у меня есть два аргумента. Первый — банальный и традиционный. Среди творческих людей, гениев дивергентного мышления, много пьяниц, потребителей наркотиков и вообще несдержанных людей: их креативная сила сопротивляется всяческим ограничениям. Многие из них малыми детьми даже не стали бы звонить в звонок, а просто сожрали бы весь зефир и отправились искать еще, не дождавшись возвращения экспериментатора. Но это совсем не тот вариант, к которому родителям имеет смысл стремиться. Мы-то знаем, что некоторое уважение к правилам человеку все-таки необходимо, чтобы не отправиться из школы прямиком в тюрьму.

Второй аргумент для тех, кто считает, что подарить ребенку способность к свободному творчеству — лучшее, что мы для него можем сделать, и к черту побочные эффекты.

Тот же Мишель в совместной с Дженет Меткалф работе 1999 года сформулировал свое понимание механизмов, которые в нашем сознании отвечают за импульсивность и терпение. В нетерпеливом человеке берет верх «горячая» система, мгновенно реагирующая на внешние раздражители: хочу — беру (бью, ругаюсь, пью и т. п.) В терпеливом — «холодная»: думаю — жду. Чтобы холодная система брала верх над горячей, требуется развитое дивергентное мышление. Если ребенка оставить в комнате с зефиром, и поместить туда несколько игрушек, в половине случаев он не позвонит в колокольчик в течение всех отведенных на опыт 15 минут. Не нужно даже физических игрушек: заставьте 4-5 летнего малыша перед уходом экспериментатора просто думать не о зефире, а о чем-то другом, — и он без всяких игрушек прождет не одну, а в среднем 12 минут. Отлично работает еще умение представить желанный предмет в виде абстрактной картинки. Зефир — это не вкуснейшее, сочное, мягкое лакомство, а просто белая штуковина с пищевой ценностью, сделанная из таких-то ингредиентов. Опишите его такими словами, и среднее время ожидания составит девять минут.

Умение обмануть себя, обойти встроенные механизмы желания, отвлечься от того, чего очень хочется прямо сейчас, необходимо не только монаху, но и финансово успешному человеку. И это умение невозможно без креативности. Самоограничение — в конечном счете, творческий процесс.  <<>>
Tags: дети, психология
Subscribe
promo bor_odin november 6, 2016 11:00 19
Buy for 20 tokens
Нюрнберг - старинный немецкий город, разрушенный и прекрасно восстановленный. Но кроме исторических памятников в этом замечательном городе есть и очень интересные современные произведения искусства. На одной из центральных площадей в 1987 году установили необычный памятник - бронзовое судно,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments