bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

Category:

Очередное происшествие: Российский спутник связи «ушел в закрутку»

Интересная статья про бардак и воровство в космической отрасли.

Один из российских спутников связи, как оказалось, попал в нештатную ситуацию. «Экспресс АМ-1» с зоной покрытия в Европе может работать по назначению лишь 12 часов в сутки и требует ежедневной коррекции ориентации. Проблемы на орбите могут означать проблемы и для наземных абонентов, пользующихся услугами связи. Заменить аппарат на орбите пока нечем.

Об инциденте со спутником в понедельник сообщил гендиректор госпредприятия «Космическая связь» Юрий Прохоров.

«На прошлой неделе аппарат ушел «в закрутку», требуется ежесуточная коррекция его ориентации на Солнце. В результате мы можем использовать этот аппарат лишь 12 часов в сутки», - приводит слова Прохорова «Интерфакс».

Он напомнил, что в апреле 2010 года возникли проблемы с поддержанием спутника «Экспресс АМ-1» на орбите с нужным наклонением. Тогда коррекция наклонения орбиты аппарата стала невозможна из-за неисправности, причем такие проблемы с «Экспрессом» возникли не впервые: 2 марта 2009 года аппарат потерял ориентацию, в результате чего произошло отключение каналов-ретрансляторов. По данным РИА «Новости», причиной потери ориентации стал отказ блока инерциальных гироскопов, входящего в состав системы ориентации.  

В 2009 году ориентация спутника была восстановлена с использованием резервного алгоритма, однако во второй раз полностью устранить неисправность не удалось, и, по словам Прохорова, в течение последних полутора лет проблемы накапливались. Теперь же, отметил он, возникли трудности с ориентацией аппарата, из-за чего панели солнечных батарей теперь не всегда направлены на Солнце.

«Каждые сутки мы должны его находить и правильно ориентировать», - в связи с эти еще раз подчеркнул Прохоров.

Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков в беседе с газетой ВЗГЛЯД пояснил, каким образом космический аппарат может уйти «в закрутку».

По его словам, «для того, чтобы спутник нормально функционировал, необходимо, чтобы он на орбите занимал определенное положение, то есть имел определенную ориентацию, а его антенны были направлены на Землю и освещали определенные районы планеты, где необходимо обеспечить телекоммуникационные услуги».

«Ориентация обеспечивается микродвигателями, которые стоят на борту спутника, и системой управления. Если выходит из строя система управления, которая не может давать определенные команды, то происходит нарушение ориентации, и, следовательно, происходят перебои в работе аппарата. В итоге, например, если необходимо обеспечивать связь в районе Владивостока, а спутник в это время будет смотреть куда-то на Африку, то конечно связь в районе Владивостока нарушится», - отметил эксперт.

Универсального алгоритма по исправлению такой ситуации, по словам Железнякова, нет. «Все зависит от того, какого рода неисправность возникла. Если это сбой компьютерной программы, то надо перезагрузить программу либо перейти на резервный комплект оборудования. Если выходят из строя какие-то другие средства, то надо предпринимать какие-то другие меры. Поэтому первое, что надо, сделать, это определить характер неисправности», - объяснил он.

Что касается ситуации с «Экспресс АМ-1», то Железняков считает необходимым проверить эксплутационные характеристики космического аппарата: «Необходимо посмотреть, какой срок годности был у спутника: возможно, он уже работал на пределе своих возможностей, тогда ничего удивительного в этом нет».

Спутник связи «Экспресс АМ-1» был запущен на орбиту в октябре орбиту 30 октября 2004 года. Согласно информации на сайте заказчика аппарата ФГУП «Космическая связь» (ГПКС), срок его активной службы составляет 12 лет. Космический аппарат был разработан ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» совместно с японской компанией Toshiba Space Systems. Спутник оснащен девятью транспондерами C-диапазона, 18 транспондерами Ku- диапазона и одним транспондером L-диапазона.

«Экспресс» покрывает европейскую часть России, Европу, Северную Африку, Ближний Восток и Индию и предназначен для обеспечения цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа в интернет, и, по оценке Железнякова, представляет собой «обычный стандартный телекоммуникационный спутник». Однако Прохоров заявляет, что отказаться от использования аппарата «Экспресс АМ-1» нельзя, поскольку «возникнет угроза потери орбитального ресурса».

В свою очередь Железняков пояснил, что речь идет о невосполнимости потери мощностей спутника для определенного сегмента потребителей: «Этот спутник обслуживает конкретных абонентов на Земле, и если от спутника отказаться – это значит, что эти абоненты будут лишены связи».

Существенно усилить возможности российской орбитальной группировки спутников связи должен запуск телекоммуникационного спутника «Экспресс АМ-5». Однако дата его вывода на орбиту была перенесена с декабря 2012 года на первый квартал 2013 года из-за непредвиденных технологических проблем, возникших перед создателями аппарата.

«В настоящее время планируемая дата запуска «Экспресса АМ-5» - первый квартал следующего года», - сказал Прохоров. Возникшие трудности, по его словам, «носят разрешаемый характер», но на это требуется дополнительное время. «Торопиться с запуском здесь не стоит», - подчеркнул Прохоров.

Он напомнил, что спутник создается в компании «Информационные спутниковые системы» (Железногорск, Красноярский край). Прохоров сообщил, что для работы космических аппаратов «Экспресс АМ-5» и «Экспресс АМ-6» готовится наземная инфраструктура. При этом используется опыт зарубежных компаний.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 31 января Роскосмос назвал причины двух громких космических аварий прошлого года: межпланетной станции «Фобос-Грунт» и спутника «Меридиан». По словам главы ведомства Владимира Поповкина, в первом случае воздействие тяжелых заряженных частиц космического пространства привело к сбою в бортовом вычислительном комплексе, во втором – произошло разрушение двигателя третьей ступени ракеты-носителя.

Как заявил на совещании в Воронеже глава Роскосмоса Владимир Поповкин, лица, ответственные за аварии межпланетной станции «Фобос-Грунт» и военного спутника «Меридиан», наказаны.

«За это должностные лица НПО им. Лавочкина наказаны», – сказал Поповкин. «К ответственным за аварию ракеты-носителя «Союз» с военным аппаратом «Меридиан» приняты меры административной ответственности», – добавил он.

А вот уже совсем недавно, 20 апреля, Поповкин признался, что космическая отрасль могла бы работать эффективнее процентов на 20–25, если бы удалось победить воровство и обеспечить рациональное расходование громадных бюджетных средств, выделяемых на космическую деятельность.

«Мне тяжело назвать цифру, какую воруют, потому что за нее надо отвечать. Я, честно говоря, никогда не занимался подсчетами. Но я считаю, что наша отрасль может эффективнее работать процентов на 20–25», – заявил Поповкин в интервью программе «Человек и закон» Первого телеканала.

При этом он отметил, что большая часть средств оседает в карманах руководителей космических предприятий. «Я не могу называть некоторые вещи. Но могу сказать, что меня удивило, когда мы посмотрели некоторые декларации руководителей – и они за миллион долларов в год по основному месту работы при средней заработной плате в отрасли 30 тыс. рублей», – приводил слова Поповкина «Интерфакс».

По его словам, ряд руководителей имеет собственность не только в России, но и за рубежом. «Не может быть так, что отрасль нищенствует, а кто-то благоденствует», – сказал глава Роскосмоса.

Поповкин назвал ненормальным, когда в контрактах ряд руководителей прописывает себе так называемые «парашюты» и другие льготы. «Мне непонятны были «парашюты», которые по 20–25 млн в случае увольнения директора, или пожизненные пенсии по тысяче долларов в месяц, которые не соответствуют никаким законам РФ», – сказал Поповкин.

По его словам, разворованные средства зачастую списываются на невыполненные работы. «Было такое решение в 2006 году сделать резервный корабль, пилотируемый, грузовой, и ракету для него. Оказалось, что пилотируемого корабля нет, а ракета есть», – сказал Поповкин.

Глава Роскосмоса отметил, что существующая система контроля в космической отрасли несовершенна и требует серьезных изменений.

«По сути дела, создавались комиссии, которые возглавлял тот же человек, который контролировал предприятие с точки зрения выдачи заказов, исполнения заказов, приема продукции. Заинтересованность, естественно, была, потому что если бы он сказал в ходе проверки, что предприятие плохое, к нему бы пришли и сказали: а чем ты занимался, как ты контролировал это предприятие в течение года?» – заключил Поповкин.


Tags: авария, коррупция, космос, связь, спутник
Subscribe
promo bor_odin november 17, 13:00 27
Buy for 20 tokens
Как приятно нам, россиянам смотреть на этот счастливый народ африканской страны Эфиопии! Они гордо и радостно заявляют - "Путин наш человек"! И мы верим им и полностью с ними согласны! Конечно, он их человек! И патриарх тоже их человек. Россиянам это очень приятно слышать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments