bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

Из истории броневиков


С началом первой мировой войны настал «золотой век» бронеавтомобилей, основным «предком» которых был обычный грузовой автомобиль. Некоторые лучшие образцы бронемашин по многим параметрам не уступали танкам. К примеру, русский броневик «Остин-Путиловец-Кегресс» в справочнике Ф.Хейгля назван «русским типом танка». Неизвестно, считают ли военные, что бронеавтомобиль приносит им удачу, а вот совершенно гражданское лицо, в виде товарища В.Ленина (Ульянова), потопталось на крыше броневика «Остин» и приобрело мировую известность. С появлением противотанковой артиллерии и противотанковых ружей основная роль при ведении боевых действий, после начала второй мировой войны, легла на более «крепкие плечи» бронированных гусеничных машин.
Кесарю – кесарево, танкам – танково, а боевые задачи бронеавтомобилей стали сводиться к ведению разведки, обеспечению связи, охране и прикрытию объектов и войск. Возникла острая потребность в дешёвом  в производстве и универсальном по боевому применению, легкобронированном транспортном колёсном транспорте. Лёгкий броневик ФАИ безнадёжно устарел, а хорошие тяжёлые бронеавтомобили БА-6 и БА-10 командование Красной Армии считало колёсным «заменителем танка», но все же, малопригодными для разведывательно-дозорной службы.
С весны 1942года горьковчане начали выпуск нужного для армии бронеавтомобиля БА-64. Бронемашина была создана на базе полноприводного легкового армейского вездехода ГАЗ-64, хотя у БА-64 была плохая боковая устойчивость и не очень мощный мотор (для 2,5-тонного корпуса), в целом, броневик получился удачным для командирской разведки и управления боем, для борьбы с авиадесантами и для сопровождения войск на марше. Облегчённый БА-64 («Е» бронетранспортёр – вариант без башни) вмещал в бронекорпус шесть десантников.
Исходя из опыта войны, был сделан вывод: для моторизированной пехоты нужны бронетранспортёры (тяжёлые бронемашины) и лёгкие дозорно-разведывательные универсальные броневики (речь идёт о колёсных). В 1946году на базе трёхосного армейского полноприводного грузовика ЗИС-151 начали проектировать тяжёлый бронетранспортёр «140». Когда-то царь Пётр I усадил пехоту на лошадей (для мобильности) и «получились» драгуны. Нынешние мотострелки, на БТРах, те же, так сказать, драгуны. Удачный проект «140» превратился в БТР-152 (перевозил до 17 десантников), неоднократно модернизировавшийся бронетранспортёр в течение десяти лет был основной бронемашиной армии и 30лет состоял на вооружении. Одновременно с созданием БТР-152 велись проектировочные работы, приведшие к появлению более лёгкого его собрата.

В конструкторском бюро В.А.Дедкова «одевали броню» на двухосный полноприводной армейский грузовик ГАЗ-63. На грузовике ГАЗ-63 устанавливалась одна из модификаций мотора ГАЗ-11, 3,5 – литровый, 6-ти цилиндровый мотор ГАЗ-11 в 1940 году был запущен в серию, устанавливался на «эмке» ГАЗ-11-73, грузовиках ГАЗ-61, ГАЗ-51, ГАЗ-52. «Мотор-долгожитель». Проект «141» -  лёгкий бронетранспортёр и разведчик, рассчитанный на перевозку 10 десантников, был универсален и не дорог в производстве, с 1950года по 1960год он выпускался под названием БТР-40. В 1957году БТР-40(б) «получил» бронированную крышу, и количество десантников сократилось до шести. БТР-40 использовался в качестве командирской (штабной) машины, перевозил пехоту, охранял объекты, был хорошим тягачом противотанковых орудий, но лишь получив централизованную систему регулировки давления воздуха в шинах (шинах увеличенного диаметра) – стал почти полноценной разведывательной бронемашиной.
Но. Разведывательная бронемашина должна быть плавающей, в КБ В.А.Дедкова создали  бронированную разведывательно-дозорную машину-амфибию, вмещающую трёх десантников, у которой для лучшего преодоления препятствий, под «брюхом» «прятались» четыре выдвижных авиационных колеса (с приводом). БТР-152, БТР-40 и БРДМ-1 были последними бронемашинами, созданными на базе шасси полноприводных грузовиков. С появлением специальных шин и прочих устройств заработало «золотое правило» в конструировании автотранспорта, проектируемому автомобилю – «груз диктует» условия, при проектировании вездехода правило другое – «дорога (в смысле бездорожье) диктует» свои условия конструкторам.  Последующие броневики (БТР-60, БРМД-2) имели специально созданные шасси и герметичной корпус совершенно оригинальной компоновки (с баллистическим носом, с двигателем в корме).
Tags: армия, история
Subscribe
promo bor_odin ноябрь 6, 2016 11:00 19
Buy for 20 tokens
Нюрнберг - старинный немецкий город, разрушенный и прекрасно восстановленный. Но кроме исторических памятников в этом замечательном городе есть и очень интересные современные произведения искусства. На одной из центральных площадей в 1987 году установили необычный памятник - бронзовое судно,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments