bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

Секс, политика и интриги в Большом театре

Сюжет «Черного лебедя» бледнеет перед скандалами в российской балетной труппе и ее долгой и страшной историей

Два года назад британский Круг критиков присудил балету Большого театра премии в трех номинациях: лучшая зарубежная труппа, лучшая танцовщица, лучший танцовщик. Однако сейчас эта блестящая труппа запуталась в своих проблемах. Последний месяц она увязала в спорах по поводу кандидатуры преемника уходящего художественного руководителя Юрия Бурлаки. На прошлой неделе разразился скандал вокруг размещенных в сети фотографий гомосексуального содержания, компрометирующих ее управляющего Геннадия Янина.

Янин практически сразу же подал в отставку. Однако, хотя он заявил, что готов уйти, его сторонники считают «скандал» грубой клеветнической кампанией, организованной некими кругами внутри театра, которые стремятся взять балетную труппу под контроль. И у них есть причины так думать. То, что со стороны выглядит сюжетом для желтой прессы, на самом деле – очередной эпизод 20-летней борьбы за душу труппы.

Эта борьба началась в 1980-х годах, когда часть труппы взбунтовалась против главного балетмейстера Юрия Григоровича – продукта старой советской балетной традиции, больше двадцати лет державшего театр железной хваткой, известного пристрастием к бравурной музыке, атлетическому танцу и к популярным постановкам вроде «Спартака», строго соответствующим по тематике советской моральной доктрине.

Однако с приходом гласности танцоры захотели перейти на ранее запрещенный западный репертуар. Театр имени Кирова (сейчас Мариинский театр), извечный соперник Большого, не теряя времени, начал осваивать новые спектакли и новые идеи и быстро обошел москвичей в борьбе за звание наиболее успешной балетной труппы России. Однако Григорович продолжал цепляться за власть, и труппа раскололась на тех, кто сохранил ему верность, и тех, кто хотел его ухода. Борьба были настолько ожесточенной, что, когда я в 1989 году написала о ней статью в Independent, Григорович подал на газету в суд за клевету.

В 1995 году он ушел, однако его сторонники остались, и ни один из трех художественных директоров, сменившихся в труппе за последующие девять лет, так и не смог примирить враждующие стороны.

В 2004 году все, казалось бы, изменилось с приходом Алексея Ратманского, балетмейстера школы Большого театра, но с большим опытом работы в других странах, пообещавшего серьезные реформы. Четыре годы, в течение которых он был художественным руководителем, стали для театра золотым временем.

СМИ могут сколько угодно говорить об эффекте фильма «Черный лебедь», который неожиданно привлек внимание к балету как к форме искусства, однако Ратманский и без этого сумел всколыхнуть театры всего мира, возродив труппу с помощью новых работ американских и европейских хореографов и нового поколения танцоров (примером представителей которого может служить виртуозный дуэт Натальи Осиповой и Ивана Васильева).

Однако, хотя Ратманский обладал поддержкой наверху – в частности на его стороне был генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, - танцоры и педагоги времен Григоровича ставили ему палки в колеса. И в 2008 году он ушел, как и три худрука до него.

Его преемник - Юрий Бурлака - с самого начала выглядел временной фигурой. Будучи историком балета по профессиональным интересам и по темпераменту, он явно не имел тех бойцовских качеств, которые были нужны, чтобы противостоять старой гвардии – особенно, если учесть, что сам Григорович вернулся в труппу, чтобы вновь поставить свои балеты.

Для тех из нас, кто восхищался достижениями Ратманского, момент выглядел тревожным. Казалось возможным, что на фоне возникшего вакуума власти труппу возглавит премьер Николай Цискаридзе. У него была сильная поддержка. Он крайне популярен у российской публики, как благодаря своей эффектной технике танца, так и благодаря регулярным появлениям на телевидении в качестве телеведущего, и тесно связан с Григоровичем.

К счастью, за последние дни ситуация быстро разрешилась. Преемником Янина стал 37-летний танцовщик Ян Годовский, а художественным руководителем труппы – Сергей Филин. Это назначение выглядит многообещающим. Хотя Филину всего 41 год, он уже успел, начиная с 2008 года, поработать художественным руководителем второй балетной труппы Москвы – труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Возможно, именно он сможет стать политическим и культурным мостом, объединяющим группировки внутри труппы. Он одновременно новатор, благодаря которому Театр имени Станиславского ставил балеты современных европейских хореографов, и человек из Большого театра, всю жизнь выступавший в его труппе.

С кризисом идентичности сейчас сталкивается не только Большой театр. Баланс между сохранением прошлого и прорывом к будущему, между сохранением устоявшегося имиджа и открытостью новым влиянием и идеям ищут балетные труппы по всему миру.

Однако для Большого театра поиск этого баланса стал особенно долгим и мучительным процессом, который дополнительно осложняют проблемы, связанные с коварными российскими политическими обстоятельствами.

Сейчас, когда новый художественный руководитель подписал пятилетний контракт, поклонники балета отчаянно надеются, что Филин сможет справиться с ситуацией. У труппы Большого театра долгая и достойная история, широчайший репертуар и обширный творческий коллектив, и ни Россия, ни мир не могут позволить себе ее потерять. <<>>
Tags: искусство, общество
Subscribe
promo bor_odin november 6, 2016 11:00 19
Buy for 20 tokens
Нюрнберг - старинный немецкий город, разрушенный и прекрасно восстановленный. Но кроме исторических памятников в этом замечательном городе есть и очень интересные современные произведения искусства. На одной из центральных площадей в 1987 году установили необычный памятник - бронзовое судно,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment