bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

Category:

Экипаж ТУ-154 спутал шасси с закрылками?

Появилась еще одна любопытная версия крушения Самолета ТУ-154. На этот раз вся вина ложится на пилотов. И это несмотря на то, что нас уверяли в их высочайшей квалификации.

Экспертам уже известны последние слова пилотов военного борта. Обычный рабочий разговор внезапно прервался возгласом одного из пилотов "Закрылки, с...ка!", а затем раздался крик "Командир, падаем!".


Управление закрылками (слева) и шасси на Ту-154.

Сопоставив время после взлета с технологией работы экипажей Ту-154 (а самолет пробыл в воздухе очень короткое время), специалисты уже догадались об истинной причине авиакатастрофы:

Загруженному самолету не хватило подъемной силы крыла. Для ее увеличения на нем существует так называемая механизация - закрылки и спойлеры (предкрылки). Их экипаж обязан выпустить до начала разбега, в противном случае перед командиром будет гореть яркое световое табло "К взлету не готов".

Убирать их экипаж обязан лишь тогда, когда самолет достигнет безопасных высоты и скорости. Кроме того, если разогнать самолет быстрее положенного предела, закрылки может оторвать воздушным потоком, но этот предел наступает далеко не сразу. Зато шасси на Ту-154 убираются через несколько секунд после отрыва от полосы, чтобы они не создавали ненужного воздушного сопротивления.

Согласно этой версии пилоты попали в коварную ловушку: слишком похожие между собой рычаги уборки шасси и управления закрылками. В итоге они убрали жизненно необходимые закрылки вместо шасси.

[Вот мнение опытного пилота]- Самая большая беда в полете это работать "на автомате", - написал в своем блоге вскоре после трагедии действующий российский пилот Денис Окань, ранее налетавший значительное время на Ту-154. - И будь ты трижды опытным, если ты делаешь действие неосознанно, без контроля со стороны мозга, машинально - ты можешь наломать дров. Даже на Boeing 737, на котором рычаги уборки шасси и закрылков расположены на приличном удалении друг от друга, и для операций с которыми требуются не одинаковые физические действия, пилоты убирали закрылки вместо шасси. А на Ту-154, на котором рычаги рядом, и для операций с которыми требуется примерно одно и то же действие - протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх - таких случаев очень много. Лично знаком с двумя пилотами, которые, будучи молодыми, это делали. Благо, этот "косяк" советской эргономики известен давно, за молодыми присматривают тщательнее, чем за опытными - штурманы махом отсекали это действие и совали закрылки обратно, попутно огревая НЛ-10 (авиационной навигационной вычислительной линейкой, похожей на логарифмическую - прим. ред.) стриженые затылки новичков. Если же проворонить этот момент, то проблем можно огрести очень много - ведь шасси убираются сразу после взлета, когда самолет еще не набрал значительную скорость, на которой последствия резкого падения подъемной силы можно компенсировать достаточно безопасно. При уборке закрылков на недостаточной скорости самолет стремится к земле, и если это стремление пытаться парировать взятием штурвала на себя, можно выйти на критические углы атаки. И свалиться в непосредственной близости твердой земной поверхности. Если самолет еще и тяжелый, то есть, взлетная масса близка к предельной, то все это в совокупности очень и очень критично...

Пока, разумеется, версия о том, что экипаж Ту-154 Минобороны РФ перепутал рычаги уборки шасси и закрылков является, хотя и наиболее вероятной, но лишь рабочей. Окончательно подтвердить либо опровергнуть ее сможет точная расшифровка второго самописца - параметрического.

Меня настораживает всё время повторяющаяся во всех СМИ фраза - самолет был перегружен. Получается, кроме перевозки гражданских пассажиров, военные использовали его как транспортный самолет. Надеюсь, он не вёз патроны...





.
Tags: МО, Сирия, Сочи, Ту-154, версия, крушение, причины, самолет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo peter_vanich 19:23, yesterday 14
Buy for 30 tokens
Память отшибло что ли....? Уже и не помню , говорил или нет , что купили дочери двушку, где несколько лет никто не жил и требует она большого ремонта. Панельная пятиэтажка. Обои сдирать начал , а под ними известковая побелка, нужно сдирать. Сделал недавно невысокий стол, чтобы до потолка…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments