Эта интересная история произошла не где-нибудь, а у нас в стране, сравнительно недавно, в 1996 году. Из Московского государственного музея музыкальных инструментов имени М.И. Глинки были похищены старинные скрипки, в том числе и скрипка знаменитого итальянского мастера Страдивари.
У этой скрипки, изготовленной в 1671 году, удивительная история.
Её подарила Давиду Ойстраху королева Бельгии Елизавета, которая сама была прекрасным музыкантом. В 1937 году Ойстрах стал победителем учрежденного королевой музыкального конкурса, и с тех пор его и королеву Елизавету связывала дружба.
Давид Ойстрах (крайний слева) в гостях у королевы Бельгии Елизаветы (справа)
В непростые времена Елизавета не боялась высказывать свои симпатии к Советскому Союзу, за что была даже прозвана «красной королевой». Известно, что она писала Сталину: «Дорогой генералиссимус, я провожу конкурс скрипачей и рассчитываю на участие представителей вашей замечательной школы».
Сталин якобы наложил резолюцию: «;Послать. Обеспечить победу».
Давид Ойстрах меняет струны на скрипке Страдивари
После смерти Давида Ойстраха его семья преподнесла скрипку в дар Московскому государственному музею музыкальных инструментов имени М.И. Глинки. Говорят, маэстро играл на ней лишь дважды: самая миниатюрная из скрипок Страдивари для мужских рук слишком мала. Её страховая стоимость составляла миллион долларов, и это был один из самых охраняемых инструментов в стране. Три раза в год его снимали с витрины для участия в концертах лучших скрипачей, а репетировать на нём можно было лишь под охраной милиции.
И вдруг в 1996 году, в ночь на 23 мая, эту скрипку вместе с другой — известного немецкого мастера XVII века Якоба Штайнера — украли!
Ворам удалось «замкнуть» на двери служебного входа охранную сигнализацию, поэтому преступники легко проникли внутрь, сорвав замок. Дверь, ведущую в зал экспозиции, взламывать не пришлось: её просто забыли закрыть. Кражу обнаружили лишь утром.
Специально созданный штаб по координации поиска скрипок возглавил начальник московской милиции.
Спустя некоторое время в музее раздался телефонный звонок с предложением… выкупить инструменты. Неизвестный, чтобы подтвердить наличие у него скрипок, прислал сначала их фотографию, потом в ячейку в камере хранения Белорусского вокзала подложил видеокассету.
Оперативники от имени музейных работников вели переговоры со звонившим, тянули время, торговались - нужно было «засечь» телефон, которым пользовались воры. Договорились было о встрече, но она не состоялась — переговорщик, видимо, решил отказаться от сделки.
А в ночь на 11 сентября 1996 года из Государственной публичной исторической библиотеки России воры вынесли сотни редких книг, стоимость которых оценивалась более чем в 400 тысяч долларов. Вскоре в МУР поступила информация, что в антикварном магазине появился человек, предложивший на продажу старинные книги и назвал раритеты, числившиеся среди похищенных из библиотеки.
Оперативники решили, что между двумя кражами - скрипок и книг - есть что-то общее, и объединили усилия. Человека, сдавшего книги на комиссию, задержали, стали проверять на причастность к краже в музее имени Глинки.
И он сознался, назвав имя подельника.
Тот был в это время в Сочи. Зная его пристрастие к карточным играм, оперативники устроили засаду во всех местных игорных заведениях. Под давлением фактов подозреваемый признался, что скрипки находятся в полуразрушенном доме в Абхазии.
В ходе следствия выяснилось, что оба вора - офицеры, выпускники военного училища, однако в армии служить отказались, подали в отставку. Воровать начали, когда учились на последнем курсе училища: им не хватало денег на выпивку и на выплату карточных долгов. На кражу скрипок один из преступников решился после… просмотра фильма «Визит к Минотавру»!
Преступники никак не могли решить, как поступить с украденными инструментами. Хотели было вывезти за границу в двойном бензобаке, но продажа заняла бы время, а деньги требовались срочно - на игру и оплату карточных долгов. Решили пока отвезти скрипки в Абхазию, где у одного из воров был свой бизнес.
Скрипка Страдивари была серьёзно повреждена. Инструмент реставрировали по старинной технологии. Были опасения, что исчезнет её неповторимый звук. Но, когда в октябре 2002 года, после долгого перерыва, скрипка Страдивари вновь зазвучала в одном из залов музея, её голос был тем же, что на эталонной записи Ойстраха.
(Via)
.
Journal information