bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

Categories:

Как в России учили детей



Начнем с петровских времен. Для преобразования страны по европейскому образцу Петр I  нуждался в квалифицированных специалистах. Заведя «цыфирные школы» и постоянно увеличивая их количество, он в 1714 году сделал обучение в них обязательным для детей дворян, чиновников и купцов.

А с 1721 года не могли уклониться от обучения в архиерейских школах сыновья священников и в армейских - сыновья солдат.

Но после смерти царя-реформатора обязательное обучение, как многие другие его начинания, постепенно сошло на нет.

Новый кадровый дефицит Екатерина II решила уменьшить способом, заимствованным в Европе. В 1775 году, учреждая губернии, императрица повелела организовать сеть школ для подданных всех сословий сначала во всех городах, а позже и в многолюдных селах - для всех, кто пожелает добровольно учиться в них. Но где и на какие средства взять книги и учителей, самодержица не указала. Так что через пять лет обнаружилось, что училища почти нигде не заведены.

Было очевидным, что необразованность дворянства и купечества и безграмотность податного населения пагубно отражаются на промышленности и сельском хозяйстве. И при Александре I главные народные училища преобразовали в гимназии, а к уездным училищам добавились приходские.

В течение одного года детей было положено учить чтению, письму, главным началам Закона Божия, первым действиям арифметики и читать им с объяснениями книгу «Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья».



Вот только взвалили все это на священнослужителей, пообещав постепенно приготовить нужное количество учителей.

Казенным крестьянам предписали содержать училища за свой счет, а в помещичьих имениях расходы на них возложили на помещика. По этой причине в тысячах сел школы не открылись, а сотни возникших училищ не проработали и двух лет.

А народ голосовал ногами против уездных училищ, которые часто размещались в убогих зданиях, далеко от дома; в которых работали выгнанные за пьянство семинаристы или мелкие чиновники, продолжавшие пить, прогуливать, драться. Любящие родители отдавали своих детей в дом к частному учителю, у которого они и обедали, и могли остаться в плохую погоду на ночь.

При Николае I бессословность образования в России была отменена. Рескриптом от 19 августа 1827 года император запретил допускать крепостных людей к учебе в гимназиях, пока они не получат вольную от помещика.
Вредное влияние некоторых предметов обучения на умы воспитанников крепостного состояния слишком очевидно - считала власть.


Тщательная проверка знаний учеников и выпускников сельских школ зачастую давала печальные результаты

Для счастливцев из крестьян, окончивших земские школы, при царе-освободителе Александре II открылись двери и средних, и высших учебных заведений. Однако после его смерти и начала контрреформ их наличие там власти вновь сочли неуместным, и в 1887 году был выработан циркуляр, вошедший в историю под именем «закона о кухаркиных детях». Документ рекомендовал директорам гимназий и прогимназий при приеме детей учитывать их происхождение, таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

По-прежнему миллионы детей не получали даже начального образования.

По данным Мюлльгаля (английский статистик и публицист.— "История"), для 1888 года, число взрослых лиц, умеющих писать, составляло в Германии и Скандинавии примерно 97 или 98%, в Швейцарии - 95%, в Великобритании - 90%, во Франции - 85%... а Россия занимает в этом перечне последнее место, и количество умеющих писать составляет в ней не более 16%, т. е. безграмотность массы народа сплошная.

И в самом успешном для Российской Империи году - 1913-м - в начальные школы ходили лишь 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет.
Via



.
Tags: Россия, история, как это было, образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Башня весом в 60 килограммов

    Канадец Аббетьес Мейндерт де Бур, гордится своими необычными, странными навыками балансировки. Он побил свой собственный впечатляющий рекорд,…

  • Байка на ночь: Сумасшедшие пассажиры

    Забавная байка про советского актера Павла Луспекаева (1927 - 1970). Всенародную известность он получил за роль таможенника Верещагина в культовом…

  • Байка на ночь: Злая шутка русского миллионера

    Старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий, меценат, основатель Нескучного сада, один из…

promo bor_odin november 17, 04:00 88
Buy for 10 tokens
Мошенники в Телеграм научились воровать деньги с помощью ОБЫЧНОЙ КАРТИНКИ. Москвичу отправили в личку фотку и спросили, не он ли на ней. Бедолага нажал на картинку, диалог исчез и в тут же у него списались 22 тыс. рублей. Вот как это произошло: Странное сообщение пришло Александру 10 ноября.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal

  • Башня весом в 60 килограммов

    Канадец Аббетьес Мейндерт де Бур, гордится своими необычными, странными навыками балансировки. Он побил свой собственный впечатляющий рекорд,…

  • Байка на ночь: Сумасшедшие пассажиры

    Забавная байка про советского актера Павла Луспекаева (1927 - 1970). Всенародную известность он получил за роль таможенника Верещагина в культовом…

  • Байка на ночь: Злая шутка русского миллионера

    Старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий, меценат, основатель Нескучного сада, один из…