
В то время Испанией правил феерически бездарный Фердинанд VII. Он считал: чем глубже он загонит страну в дремучее средневековье, тем проще ей будет управлять. Он даже восстановил инквизицию в 1814 году. Недовольных и болтающих про права и свободы, по его мнению, надо было вешать.
Не говоря уже о мятежниках в колониях.
Но для подавления повстанцев в Америке нужен флот. А испанская армада потеряла свои лучшие корабли при Трафальгаре.
У англичан лучшие в мире корабли,но покупать у них не хотели по политическим причинам.
У других держав и с кораблями туго, и с желанием поддержать испанскую корону.
Но есть русские с их многочисленным флотом! Которые в это время старательно работали на испанском направлении. Русский посол Даниил Павлович Татищев считал, что с помощью возрождённой Испании Россия сможет «зайти» в Латинскую Америку и потеснить позиции англичан в Европе.
Он вошёл в такое доверие к Фердинанду VII, что порой выполнял функции секретаря. Злые языки добавляли: Татищев «по русской привычке» подговаривает короля всемерно повышать жестокость режима.
А то и вовсе использует его величество самым личным и неприличным образом...
У глупого короля созрел план: испанцы покупают у русских пять линейных кораблей и несколько фрегатов. Всё это оформляется на самом высшем уровне без лишнего шума как сугубо коммерческая сделка. И чем меньше ушей про это услышит, тем лучше.
Испанским адмиралам про это тоже не сказали.
Русский флот после наполеоновских войн по числу вымпелов был одним из самых больших в мире. Его моряки были отважны, они успешно били турок и шведов. А морские пехотинцы штурмовали средиземноморские бастионы.
Вот только в Испании не знали некоторых особенностей русского кораблестроения наполеоновской эпохи.
Ещё в петровские времена у России возникла потребность срочно построить множество кораблей. За основу брали лучшие зарубежные проекты.
Но с качеством не заморачивались. Их лепили массово на балтийских и северных верфях из свежесрубленной хвойной древесины, которая в воде начинала стремительно гнить.
А качество сборки было таким, что корабли норовили дать течь в самый неподходящий момент.
Срок службы таких единиц флота составлял всего шесть-семь лет. Против десятков в ведущих морских державах. Даже шведы, строившие корабли из той же древесины, но правильно выдержанной, пользовались ими не менее 20 лет.
Когда Европу охватили войны с Францией, Петербургу снова потребовалось много кораблей вотпрямосейчас. И как можно дешевле, а то ведь денег нет. Их стали клепать пачками по лучшим английским проектам… но со смертоубийственным качеством.
Формально численность русского флота была грозной. Реально же бо́льшая часть кораблей бодро гнила в гаванях, а боеспособность поддерживалась постоянным притоком новых боевых единиц.
Зато верфи были заняты. И поток государевых денег был восхитительно стабильным для заинтересованных лиц.
Испанцы-то не знали!
Договор подписали в 1817 году. Он был прекрасен и взаимовыгоден. Испания платит 13600000 рублей. За что получает пять линейных кораблей и три фрегата.
Причём бо́льшую часть денег бедная как церковная мышь Испания платила из средств, которые получила от англичан. В порядке компенсации за отказ от работорговли.
Зато русские умудрились продать свои корабли по цене… новых английских. Гораздо выше их себестоимости и разумной цены с учётом качества.

Линейный корабль «Три святителя», один из проданных Испании
В договоре было прописано всё. Даже возвращение домой русских экипажей — в деталях.
«Забыли» указать одно: обязательства продающей стороны по качеству товара и «гарантийные сроки». Так уж получилось.
И вот 21 февраля 1818 года русские корабли,ремонтируясь по пути в разных портах, пришли на рейд главного военного порта Испании, Кадиса.
Король Фердинанд ликовал. С русскими линейными кораблями он покончит с мятежниками в Америке.
Зато у испанских моряков волосы встали дыбом. Они видели всякое: испанский флот считался чуть ли не самым бардачным из всех европейских. От состояния их вымпелов англичане ужасались и преисполнялись презрения. Но увиденное моряками сейчас было за пределами даже невысоких испанских стандартов.
А его величество требовал немедленно принять корабли. Неисполнение королевской воли были чревато.
Скрепя сердце и прочие органы, испанские адмиралы приняли покупку.
Первые 8,3 миллиона рублей (от общей суммы сделки) пришли на русские счета к изрядному удовольствию императора Александра I в том же 1818 году.
А испанские моряки в это время яростно чесали головы, издавали многоэтажные ругательства и пытались решить, что же делать с этим паноптикумом.
Прелесть была ещё и в том, что в тёплых южных водах сырая сосна принялась гнить ещё быстрее, чем в холодной Балтике. А по пути к одной из гаваней корабли умудрились подцепить какого-то червя-древоточца, добавившего ада и угара. И успевшего заразить несколько уже испанских кораблей.
Практически все русские корабли спустя считанные годы тихо сгнили в Кадисе и были разобраны. Выходить в море на них испанские моряки за единичными исключениями не рисковали.
Только мрачно ругались и удивлялись, насколько же отмороженные люди эти русские, раз не просто выходят на ЭТОМ в море, но ещё и воюют?
(Via)
Прочитав ЭТО что вы почувствовали?
Так и живём, хорошо, весело.
.
Journal information