Ровно 60 лет назад, 7 октября 1959 года произошло событие, которым весь советский народ мог по праву гордится. Автоматическая межпланетная станция "Луна-3" сфотографировала обратную сторону Луны. Люди впервые в своей истории увидели, что находится на невидимой стороне спутника Земли.
Это было очень сильное техническое достижение ученых и инженеров СССР. Не надо забывать, что всего два года назад был запущен первый искусственный спутник - очень простое устройство. И вот вам - автоматическая станция!
Корабль при прохождении Луны был ориентирован кормой к Солнцу и стабилизирован при помощи системы «Чайка», которая включала солнечные и лунный световые датчики, гироскопические датчики углового вращения, счётно-решающее устройство, микродвигатели ориентации, использующие в качестве рабочего тела сжатый азот.
АМС «Луна-3» была первым в мире аппаратом, способным поддерживать ориентацию в космосе необходимый период времени.
Во время 40-минутного сеанса фотографирования, в начале которого станция находилась на расстоянии 66800 км над Луной, двумя объективами — с фокусным расстоянием 200 мм и 500 мм была заснята почти половина поверхности Луны (одна треть — в краевой зоне, две трети — на обратной невидимой с Земли стороне).
Изображения — после проявления плёнки на борту — были переданы с помощью фототелевизионной системы на Землю.
Фототелевизионное устройство «Енисей» было разработано ленинградским НИИ телевидения (сам фотоаппарат АФА-Е1 — Красногорским механическим заводом)[5].
При этом использовалась особая устойчивая к радиации и перепадам температуры киноплёнка, добытая из американских разведовательных зондов Project Genetrix (WS-119L), регулярно сбиваемых над территорией СССР[6] . Советская промышленность в те времена подобной плёнки не выпускала. По идеологическим соображениям эта информация не афишировалась.
Передача изображения осуществлялась аналоговым методом камерой бегущего луча. На наземной стороне приём совершался несколькими способами: съёмкой камеры бегущего луча на киноплёнку, фотографированием с экрана скиатрона, записью на магнитную ленту и прямым выводом изображения на термохимическую бумагу.
Записи на магнитную ленту не удалось воспроизвести, изображения на термобумаге и скиатронах позволяли только оценить сюжет изображения.
Единственным удачным методом регистрации оказался с использованием камеры бегущего луча.
При полёте к Луне и при приёме сигналов качество сигнала было плохим, высоки были уровни шумов. В сеансе связи, когда станция подошла поближе к Земле и можно было повторить приём с большим отношением сигнал-шум, получить изображения не получилось. Однако 18 октября сигнал усилился, и удалось получить 17 изображений хотя и с помехами, но с видимыми деталями рельефа, а 22 октября связь со станцией прекратилась.
В результате дешифровки различили 499 деталей рельефа, из них 100 — в видимой с Земли части Луны для калибровки[4]:30. Расстояние АМС «Луна-3» от Земли в апогее составило около 480 тыс. км, в перигее — около 40 тыс. км (47500 км от центра Земли)[4]:23,24.
Совершив 11 оборотов вокруг Земли, аппарат вошёл в земную атмосферу и прекратил существование.
Полученные снимки обеспечили Советскому Союзу приоритет в наименовании объектов на поверхности Луны, на карте появились кратеры Циолковский, Джордано Бруно, Менделеев, Склодовская-Кюри и другие, а также лунные Море Мечты и Море Москвы. В очередной раз было продемонстрировано первенство СССР в космической гонке.
Когда С. П. Королёву принесли снимок Луны, он написал на обороте: «Уважаемому А. Б. Северному (советский астрофизик) первая фотография обратной стороны Луны, которая не должна была получиться. Королёв. 7 октября 1959 года»
(По материалам Википедии)
Наши деды показали, что они лучшие в мире. Нам с вами, к сожалению, гордиться нечем...
Но мы так живём, хорошо, весело.
.
Journal information