В 1941 году РККА отступала с боями вглубь страны. Были сданы крупные города, но оставляя их, в наиболее удобных домах и общественных зданиях были заложены мины. Началась знаменитая минная война, о которой иногда вспоминают. Но вот то что такая война планировалась в Москве обычно не говорят.
И не говорят по специфической причине: главные здания Москвы заминировали, а разминировать полностью забыли. Однако, через много лет после войны стали находить сюрпризы.
В 1981 году готовясь к XXVI съезду КПСС, проверяющие обследовали здание Госплана (нынешнее здание Государственной Думы). Один из проверяющих хлопнул дверцей электрощитка, отвалилась старая штукатурка, и показался провод, ведущий в никуда. Пройдя по нему нашли огромные заряды взрывчатки под опорами здания. Здание разминировали в обстановке полной секретности, конечно не предупредив ни работников Госплана, ни жителей Москвы. Операцию засекретили и забыли. Новые хозяева здания даже не слышали об этом эпизоде.
В 2005 году при демонтаже здания напротив — гостиницы Москва нашли 1160 кг взрывчатки. ГУВД Москвы сообщило, что взрывчатка "не представляет опасности", поскольку и отсырела, и саморазложилась, и детонаторов там не было, и вообще это был обычный склад взрывчатки.
По некоторым данным, было заминировано более 1500 объектов, в том числе Кремль, гостиницы "Москва" и "Националь", все высотные дома (в те времена — восемь этажей и более), заводы, метро и плотины. К сожалению, практически никаких документов о минировании и разминировании не сохранилось. Минирование производили в обстановке строжайшей секретности в состоянии паники, царившей в Москве осенью 41го. После войны многое что произошло, и тех кто руководил минированием могло просто не остаться в живых.
Нашлись рядовые участники минирования гостиницы Москва и Госплана с Метрополем. Они подтвердили что детонаторы были установлены и провода проведены по–настоящему.
Но были люди которые знали об этом и молчали. Минировал Москву ОМСБОН – отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД, которая находилась в подчинении Павла Судоплатова. Интересно, что Судоплатова судили после смерти Сталина, и суд ставил ему в вину минирование домов преемников Сталина. Однако, Судоплатов все отрицал, и говорил что все было разминировано. Конечно знал о минировании и Берия, но не стал рассказывать обо всех тузах в его рукаве. Вероятно у него были на эту взрывчатку совсем другие планы. Ну а Москву, могут ждать новые интересные находки.
Так и живём, хорошо, весело.
Journal information