
Андрей Тарковский - один из самых известных в мире советских кинорежиссеров. Но его оценка актеров, коллег по кино, театру - необычна и зачастую шокирует. Вот цитаты из его дневников:
«Актеры глупы. В жизни еще ни разу не встречал умного актера. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюбленные, скромные, но умных — никогда, ни разу. Видел одного умного актера — в „Земляничной поляне“ Бергмана, и то он оказался режиссером».
«Сегодня смотрел „Ватерлоо“ Бондарчука. Бедный Сережа! Стыдно за него».
«Видел фильм Алова и Наумова „Бег“. Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!»

«Правда, сам Чухрай мне не нравится. Человек он глупый, самовлюбленный и бездарный. В свое время он стал идеологом мещанства со своими „41-м“ и „Балладой о солдате“. Капризный, ненадежный и пустой человек».
«5 февраля „Солярис“ выходит на экраны в Москве. Премьера в „Мире“. Не в „Октябре“ или в „России“, а в „Мире“. Начальство не считает мою картину достойной этих первых экранов. Пусть, им будет хуже. Пусть в „России“ смотрят их дерьмового Герасимова. Просить я их конечно, ни о чем не буду. Хотя и на премьеру не пойду. Пора понять, что ты никому не нужен».
«Андрон, негодяй, не отдает долг (500 с лишним)».
«Не знаю почему, но меня последнее время стал чрезвычайно раздражать Хуциев. Он очень изменился связи с теплым местечком на телевидении. Стал осторожен. С возрастом не стал менее инфантильным и, конечно, как режиссер совершенно непрофессионален».
«Встречался с М. Захаровым, худ. руководителем театра на ул. Чехова. Он хочет, чтобы я ему что-нибудь поставил. Мне не понравилась его позиция. У [него] нет программы, нет идеи театра, нет перспектив. Он местечковый идеолог с фигами в карманах. Бог с ним совсем! Очень уж он мелкотравчатый».
«Стало известно, что Смоктуновский будет делать „Идиота“ для телевидения. То ли 8, то ли 10 серий. Сам будет играть, сам ставить. Ну, что он там может поставить?! Он же дремуч, как темный лес!»
«Только что (1 мая) вернулся из Италии. Была так называемая премьера „Соляриса“. Ездили втроем — я, Банионис и Н. Бондарчук. Боже, ну и глупа же Наталья!»
«Кажется, действительно, „Сталкер“ будет моим лучшим фильмом. Это приятно, не более. Вернее, это придает уверенности. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах. Мне они не нравятся — в них много суетливости, преходящего, ложного. (В „Сталкере“ этого меньше всего.) Просто другие делают картины во много раз хуже».
Journal information