bor_odin (bor_odin) wrote,
bor_odin
bor_odin

РЖД: жадному платят дважды. Нужно ли вообще оплачивать проезд?

Попытаемся разобраться с тарифами РЖД на пригородные поезда-электрички. Откуда берутся такие цены и почему РЖД всё равно терпит убытки?

Собственно, началось всё со столкновения на перроне Ленинградского вокзала с очень интересной картиной: человек в дорогом костюме, окружённый свитой и охраной, объяснял пойманным пассажирам, которые пытались пройти на перрон бесплатно, как это плохо — быть «зайцем». Когда ему указали на то, что тарифы РЖД неоправданно высоки, он послал всех жаловаться… в Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Я не поленился и отправил запрос.

Пришло удивившее меня количество ответов — аж три штуки, от разных организаций! Это, чтоб вы поняли, означает, что на тарифах сидят многие, и хотя они мне ответили на запрос, по факту никто ни за что не отвечает. Ответили: Региональная энергетическая комиссия Тверской области (запрос был конкретно по тарифам Тверь — Москва), ФСТ, РЖД.

В последнее время всё больше слышно в прессе, как РЖД самоотверженно борется с «зайцами», то есть пассажирами, ездящими без билетов. А дело в том, что в декабре 2008 года, аккурат перед Новым годом, пассажиров в очередной раз «порадовали» — подняли цены на проезд. Обещали всего на 12—14%. По разовым поездкам так и оказалось, а вот по абонементным — аж на 400%, то есть в пять раз!

Что из этого вышло? Вышло лишь то, что РЖД стало стремительно терять прибыль со сборов за билеты! Народ просто не потянул, стало бессмысленно платить такие деньги. Ну, например, из одного разговора я услышал, что кассир в магазине зарабатывает 14 тыс. рублей. А проездной стал 11 тысяч… Про «зайцев» и как на них зарабатывают пост ещё впереди. Дело не в «зайцах». Дело в том, что платят все, даже те, кто ездит без билета, потому что в любом случае весь недобор по перевозкам оплачивается из местных бюджетов! То есть РЖД пофиг, какой там у вас билет и по какой цене — он может вообще зашкаливать, и если вы не заплатите, они всё равно получат эти деньги из бюджета. Им всё равно, эффективна их тарификация или убыточна, — как таковых убытков быть не может, они будут покрыты всё равно из вашего кармана.

Как же так получилось? Из письма ФСТ (Федеральной службы по тарифам): «…в соответствии с постановлением правительства РФ от 10 декабря 2008 года № 950 государственное регулирование тарифов на ж/д-перевозки пассажиров в пригородном сообщении относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ…» То есть местная власть в ответе за цены. Но, из того же письма, «порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой». Чертовщина… Кто чего устанавливает, в конце концов? А понятно становится, когда читаешь письмо от «исполнительной власти субъектов РФ», то есть от местных властей (в данном случае — Региональная энергетическая комиссия Тверской области): «…порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой». Опять то же самое, слово в слово.

В общем, ФСТ и местные власти свалили всё на РЖД. Настоящие профи-чиновники. От железнодорожников пришёл удивительный по своей несуразности ответ. Такое ощущение, что в этой громадной махине нет вообще отдела исследования рынка пассажирских перевозок или чего-то подобного. Там почему-то месячный абонементный билет рассчитывается на 50 поездок. Кому нужно ездить в Москву каждый день? Тому, кто там работает! А сколько рабочих дней в месяце? Ну, примерно 22 дня, то есть 44 поездки. Уже поэтому их 50-проездный билет пролетает как «Сапсан» со свистом! Далее.

Пока вы едете по Московской или Тверской области, вы платите за каждую зону одинаково, сколько зон бы вы ни проехали. В каждой области своя цена зоны, но это неважно. Важно, что цена на зону не меняется (ладно уж, кем и как назначено количество зон, разбираться пока не буду). И поэтому ваш билет растёт с каждой зоной очень быстро. Почему бы не сделать так, что чем больше зон едешь — тем меньше каждая последующая зона стоит? За первую, например, 10 рублей. Следующую платишь 9. Потом 8 и т.д. Если проехал пять зон, получается: 10+9+8+7+6=40. А у РЖД всё равно будет 50. Не спрашивайте почему — я не знаю. Дальше ещё тупее.

Из письма РЖД: «…в соответствии со статьёй 8 Федерального закона РФ «О железнодорожном транспорте в РФ»; потери в доходах организаций железнодорожного транспорта возмещаются за счёт бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы государства в полном объёме». И ещё есть постановление правительства аж с 1995 года, что местные власти «возмещают убытки от установления тарифов ниже себестоимости… от перевозок пассажиров в пригородном сообщении в полном объёме». Короче, хотите, чтобы электрички ездили у вас, — платите. Потому что она нам невыгодна. Ну ладно, платим. Там, где вам не может быть выгодно, не грех и покрыть расходы. А там, где сумасшедший пассажиропоток, как вы умудряетесь сделать убытки?

Где пассажиров больше, чем между Москвой и Санкт-Петербургом? Нигде! Что надо сделать, чтобы это направление стало убыточным? Надо стараться! И, надо сказать, тут у РЖД есть чем гордиться!

Вот такая картина получается: местные власти устанавливают некий тариф, обозначим его Х. Тут РЖД им говорит: господа, этого не хватит — ниже себестоимости. Местные, вместо того чтобы спросить: «А почему у вас такие расходы?», без лишних вопросов добавляют ещё, обозначим как У. Им же не хочется покрывать из своего местного бюджета все недоборы железной дороги, ведь в законе так сказано. Вот и получается тариф Х+У. Но этого оказывается мало! Народ не согласен! Не поняв, зачем железной дороге такие деньги за такое низкое качество позорного обслуживания, этот самый народ массово бегает от контролёров! Тогда РЖД говорит местным: «У меня возросли расходы. Надо ограды, преграды, турникеты, охрану, контролёров, перронных проверяющих… Платите ещё!» И им снова платят: Х+У+ещё одна буква, по вашему выбору в меру вашего воспитания. Но так как цена ещё выше, «зайцев» становится ещё больше! Бюджет начинает платить убытки, то есть по факту — все жители, включая «зайцев», платят железной дороге!

Так что смысла стараться и добиваться реальной прибыли у РЖД нет. Закон и постановление правительства полностью защищает этого монополиста от убытков. В случае чего всегда можно залезть в ваши карманы. Даже если вы вообще не ездите на пригородных поездах. Даже если вы «заяц».  <<>>

Tags: РЖД, цены
Subscribe
promo bor_odin november 6, 2016 11:00 19
Buy for 20 tokens
Нюрнберг - старинный немецкий город, разрушенный и прекрасно восстановленный. Но кроме исторических памятников в этом замечательном городе есть и очень интересные современные произведения искусства. На одной из центральных площадей в 1987 году установили необычный памятник - бронзовое судно,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments